ОРИГИНАЛЬНАЯ РАБОТА 
Цель исследования – анализ результатов хирургического лечения взрослых пациентов с объемными образованиями IV желудочка и определение предикторов неудачных исходов.
Материалы и методы. В Федеральном центре нейрохирургии (Новосибирск) были прооперированы теловелярным доступом 33 взрослых пациента с объемными образованиями IV желудочка. В большинстве случаев до лечения наблюдались гидроцефалия (54,5 %), мозжечковые нарушения (33,3 %), поражение черепных нервов (30,3 %). У 22 пациентов размер опухоли превышал 40 мм (66,7 %). В 21 (63,6 %) случае в опухолевый процесс были вовлечены структуры ствола и дно ромбовидной ямки.
Результаты. Тотально были удалены 23 (69,7 %) образования. Окклюзионная гидроцефалия регрессировала у 17 (94,5 %) из 18 пациентов. Ни в одном случае не было признаков повреждения червя мозжечка и появления мозжечкового мутизма.
Заключение. Предикторами неудачных исходов могут быть сочетание таких факторов, как инвазия образования в ствол мозга, нерадикальное удаление, наличие предоперационной гидроцефалии. По нашему мнению, у пациентов с образованиями IV желудочка необходимость в предоперационных ликворошунтирующих операциях в большинстве случаев отсутствует.
Цель исследования – оценка ближайших результатов хирургического лечения пациентов с разрывами аневризм перикаллезной артерии (АПКА) и определение факторов, влияющих на исходы.
Материалы и методы. В отделении неотложной нейрохирургии НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского ДЗМ в период с 01.01.1992 по 31.12.2015 проведено обследование и хирургическое лечение 61 пациента с разорвавшимися АПКА.
Результаты. На момент выписки хорошее восстановление (5 баллов по шкале исходов Глазго (ШИГ)) зарегистрировано у 33 (54,1 %) пациентов, умеренная инвалидизация (4 балла по ШИГ) – у 9 (14,7 %), глубокая инвалидизация (3 балла по ШИГ) – у 6 (9,9 %), летальный исход (1 балл по ШИГ) – у 13 (21,3 %). Благоприятными считались исходы, оцененные в 4–5 баллов по ШИГ, неблагоприятными – в 1–3 балла по ШИГ. Статистически значимыми факторами риска неблагоприятного исхода хирургического лечения пациентов с АПКА являются: состояние IV–V степени тяжести по шкале Hunt–Hess, наличие внутримозговой гематомы и ее объем более 20 см3, повторный разрыв аневризмы, наличие выраженного ангиоспазма и внутрижелудочкового кровоизлияния, проведение операции в ранние сроки (в 1–3-и сутки). Возраст пациента и объем внутрижелудочкового кровоизлияния не были статистически значимыми факторами риска неблагоприятного исхода.
Заключение. При выборе сроков операции у пациентов с разрывом АПКА необходимо учитывать тяжесть состояния при поступлении и характер кровоизлияния. Всем пациентам с тяжестью состояния I–II степени показана ранняя операция, при V степени тяжести необходимо отложить хирургическое вмешательство до стабилизации состояния, если только тяжесть состояния не обусловлена наличием дислокационного синдрома вследствие внутримозговой гематомы или окклюзионной гидроцефалии. При тяжести состояния III–IV степени следует подбирать срок операции индивидуально с учетом наличия факторов риска неблагоприятного исхода.
Цель исследования – оценить эффективность хирургического лечения аневризм сосудов головного мозга с применением потокперенаправляющих стентов (ППС).
Материалы и методы. В Федеральном центре нейрохирургии (Новосибирск) за 2016 г. в плановом порядке прооперировано 64 пациента (11 мужчин, 53 женщины, средний возраст 50,1 ± 11,4 года) с интракраниальными аневризмами; установлены 69 ППС. Общее число выключенных аневризм составило 64.
Результаты. При ангиографическом контроле через 6 мес установлено, что тотальная окклюзия аневризм достигнута в 71 % случаев, субтотальная – в 29 %. Отличный и хороший функциональный исход (0–2 по модифицированной шкале Рэнкина) наблюдался у 60 (93,7 %) пациентов, плохой (3–5 по шкале Рэнкина) – у 4 (6,3 %). Частота осложнений составила 4,7 %, летальность – 0 %.
Заключение. Установка ППС – эффективный метод лечения аневризм сосудов головного мозга, особенно в тех случаях, когда использование альтернативных эндоваскулярных методов несет высокий риск реканализации, а микрохирургические методы – повышенный операционный риск.
Цель исследования – обобщить данные литературы и собственных наблюдений, касающиеся повреждений структур забрюшинного пространства, органов брюшной полости при операциях на поясничном отделе позвоночника, выполненных с использованием заднего доступа, а также определить факторы риска развития этих повреждений, мероприятия по их устранению и профилактике.
Материалы и методы. Проанализированы научные источники и 9 собственных наблюдений (3 мужчины, 6 женщин, средний возраст – 52 ± 9 лет). Рассматривались случаи, когда возникали повреждения сосудов и прилежащих органов в ходе операции на поясничном отделе позвоночника по поводу дегенеративной болезни: по поводу грыжи межпозвонкового диска – 7 случаев, антеролистеза – 1, нестабильности позвоночно-двигательного сегмента – 1. Операцию проводили у 7 пациентов – на уровне позвонков L4–L5, у 2 – на уровне L5–S1.
Результаты. Механизм повреждения смежных с позвоночником структур заключался в захвате конхотомом – у 6 пациентов, повреждении транспедикулярным винтом – у 1, ложкой Фолькмана – у 1, наконечником гидродеструктора диска Spine Jet – у 1. Левая общая подвздошная вена повреждена у 2 пациентов, левая общая подвздошная артерия – у 2, левая общая подвздошная вена и корень брыжейки тонкой кишки – у 1, сигмовидная кишка – у 1, аорта – у 1, нижняя полая вена – у 1 и образование аортокавального соустья – у 1. Геморрагические осложнения у 5 пациентов были диагностированы непосредственно на операционном столе. У 4 больных повреждения сосудов и/или органов брюшной полости выявлены в более поздние сроки: через 1 и 2 ч, 3 дня и 4 мес. Выписаны без последствий 4 пациента, стали инвалидами – 2, умерли – 3.
Заключение. Повреждение сосудов, органов брюшной полости или забрюшинного пространства при операциях на позвоночнике, выполняемых с использованием заднего доступа, – редкое, но смертельно опасное осложнение. Операции на позвоночнике необходимо выполнять в многопрофильных стационарах, в состав которых входят отделения хирургии, сосудистой хирургии, реанимации, а также в которых имеется запас крови для переливания.
Цель исследования – демонстрация собственного опыта применения постоянной стимуляции спинного мозга в терапии фармакорезистентной боли у пациентов с синдромом неудачной операции на позвоночнике, а также оценка эффективности данного метода и частоты осложнений.
Материалы и методы. За 2013–2015 гг. в Федеральном центре нейрохирургии (Новосибирск) 78 пациентам, страдающим синдромом неудачной операции на позвоночнике, имплантирована система для постоянной спинальной стимуляции. Все пациенты перенесли нейрохирургическое вмешательство на позвоночнике и имели фармакорезистентный болевой синдром нейрогенного характера. Оценка эффективности лечения проводилась с использованием визуально-аналоговой шкалы (ВАШ) и опросника Douleur Neuropathique en 4 Questions (DN4). Катамнез составил от 6 до 18 мес.
Результаты. Средняя оценка по ВАШ до операции составила 6,7 балла, при выписке – 3,1 балла, через 6 мес – 3,2 балла, через 12 мес – 3,5 балла, через 18 мес – 3,4 балла. По шкале DN4 средний показатель до операции равнялся 5,3 балла, при выписке – 2,1 балла, через 6 мес – 2,4 балла, через 12 мес – 2,5 балла, через 18 мес – 2,4 балла. Осложнения (миграция, перелом электродов и кровоизлияние или воспаление в месте имплантации системы), которые потребовали ревизионных операций, развились в 12 (15,3 %) случаях.
Заключение. Спинальная стимуляция эффективно и безопасно снижает выраженность боли при синдроме неудачной операции на позвоночнике, однако имеет специфические осложнения, связанные с имплантируемыми системами.
Цель исследования – сравнить эффективность хирургического лечения пациентов с гипертензивными внутримозговыми гематомами (ВМГ) методами эндоскопической аспирации и открытого удаления с резекционной краниотомией.
Материалы и методы. Проанализированы результаты хирургического лечения 132 пациентов с ВМГ. В 1-й группе (n = 72) выполняли открытое удаление ВМГ путем резекционной краниотомии, во 2-й группе (n = 60) проведена эндоскопическая аспирация ВМГ с использованием безрамной навигационной станции и вентрикулоскопа с тубусом диаметром 6,5 мм, рабочей длиной 13 см, площадью отверстия рабочего канала тубуса 20 мм2 и тонкой оптикой, углом наблюдения 6°.
Результаты. Летальность среди больных старше 71 года после эндоскопической аспирации была статистически значимо ниже, чем после открытого удаления (45,4 и 86 % соответственно). При снижении уровня сознания до сопора летальность при открытом удалении составила 86,4 %, а при эндоскопической аспирации – 44 %, при снижении до комы – соответственно 100 и 75 %. При таламических ВМГ летальность после эндоскопической операции равнялась 20 %, после открытой – 83,3 %, при путаменальных ВМГ – соответственно 50 и 39,5 %, при субкортикальных ВМГ – 22,7 и 0 %. При объеме ВМГ <40 мл летальность составила 17,2 и 4,7 % в 1-й и 2-й группах соответственно, при объеме от 61 до 100 мл – 81,8 и 66,7 %.
Заключение. При эндоскопическом удалении ВМГ число больных с хорошим восстановлением было больше в 3 раза, а послеоперационная летальность ниже на 19 %, чем при открытом удалении. Эндоскопическая аспирация гипертензивных ВМГ под нейронавигационным контролем в сравнении с открытым вмешательством (путем резекционной краниотомии и микрохирургической эвакуации ВМГ) характеризуется лучшими результатами благодаря снижению летальности и улучшению функциональных исходов.НАБЛЮДЕНИЕ ИЗ ПРАКТИКИ 
Цель исследования – проанализировать данные научной литературы и на клиническом примере рассмотреть особенности клинической картины, диагностики и рационального нейрохирургического лечения ганглиона канала Гюйона (ГКГ), который стал причиной компрессионной нейропатии локтевого нерва.
Материалы и методы. С 1955 г. в литературе описаны лишь 19 случаев ганглиона, расположенного в области запястья и ставшего причиной туннельной нейропатии локтевого нерва. В связи с крайней редкостью данной патологии приведено собственное клиническое наблюдение.
Результаты. На основании анализа литературы описаны типы компрессии локтевого нерва в зависимости от индивидуальных вариантов его строения, определяющие клиническую картину ГКГ. Приведены данные о распространенности ГКГ среди пациентов разного пола и возраста. Рассмотрен патогенез заболевания и основные диагностические методы. В клинике нервных болезней Первого МГМУ им. И. М. Сеченова в 2016 г. находился на лечении пациент с ГКГ и вызванной им компрессионно-ишемической нейропатией локтевого нерва. По данным визуализации ганглион ладонной поверхности кисти на уровне крючковидной кости, оттесняющий медиально локтевой нерв и локтевую артерию. Выполнена микрохирургическая декомпрессия правого локтевого нерва на уровне канала Гюйона, удаление суставного ганглиона по классической методике. В послеоперационном периоде отмечался частичный регресс неврологических расстройств.
Заключение. Для установления причины нейропатии локтевого нерва в канале Гюйона клинические и электрофизиологические данные должны дополняться ультразвуковым и/или магнитно-резонансным обследованием. Детальное обследование этих пациентов позволяет уточнить морфологическую природу поражения и выявить такое редкое поражение, как ганглион.
Цель исследования – определение возможности и оценка эффективности чрескожного видеоэндоскопического вмешательства при огнестрельном ранении поясничного отдела позвоночника.
Материалы и методы. Приведено клиническое наблюдение за 24-летним мужчиной, получившим огнестрельное ранение поясничного отдела позвоночника. Описан ход чрескожного видеоэндоскопического вмешательства по извлечению пули из позвоночного канала.
Результаты. Продемонстрированы возможности минимально инвазивного доступа к позвоночному каналу для извлечения пули, декомпрессии невральных корешков, закрытия дефекта твердой мозговой оболочки.
Заключение. Хороший клинический исход позволяет рекомендовать использование чрескожной видеоэндоскопии при аналогичных огнестрельных ранениях поясничного отдела позвоночника на этапе оказания специализированной помощи.
ПУБЛИЦИСТИКА 
В статье описан жизненный путь В. Н. Шамова – крупнейшего ученого и талантливейшего хирурга, доктора медицины, профессора, заслуженного деятеля науки УССР и РСФСР, действительного члена АМН СССР, лауреата Ленинской премии, генерал-лейтенанта медицинской службы.
В статье описаны основные этапы развития лучевых диагностических методов в нейрохирургии начиная с открытия В. Рентгеном Х-лучей и заканчивая изобретением современных томографов. Особо отмечена роль русских и зарубежных ученых в этом преемственном процессе.
ЮБИЛЕЙ 
Статья посвящена памяти проф. Веры Леонидовны Лесницкой – известного ученого и выдающегося нейрохирурга, основателя первой в стране кафедры нейрохирургии. Публикация приурочена к 120-летию со дня рождения.
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ 
Цель исследования – проанализировать данные научных источников, посвященных проблемам патогенеза, диагностики и лечения повреждения твердой мозговой оболочки (ТМО) при позвоночно-спинномозговой травме (ПСМТ); описать факторы риска разрыва ТМО и осложнения при хирургическом лечении ее повреждений.
Результаты. По данным литературы установлено, что частота повреждения ТМО при ПСМТ варьирует от 7,7 до 65,0 %. Наиболее информативный и безопасный метод диагностики – магнитно-резонансная миелография, однако ее специфичность не достигает 100 %. Для профилактики развития ранних и поздних осложнений в послеоперационном периоде в основном применяют герметизацию ТМО, предпочтительна расширяющая пластика.
Заключение. Отсутствие «золотого стандарта» закрытия дефекта ТМО при ПСМТ связано с разнообразием форм повреждения ТМО и сложностями ее пластики и герметизации.
ISSN 2587-7569 (Online)